4. Интерфейс и инструменты


4.1 Знакомство с интерфейсом

Внешний вид окна редактора представлен на рис.4.1 и рис. 4.2.

Рис. 4.1 Внешний вид в режиме "редактирование"
Рис. 4.2  Внешний вид в режиме "отладка" (эмуляция)

В верхней части окна расположено главное меню приложения. 
Часто используемые команды меню дублируются в панелях управления, которые можно располагать в произвольном порядке. 
Отображение каждой панели можно настроить в контекстном меню, которое появляется, если кликнуть правой кнопкой мыши по области любой панели. В этом меню отмечены флажком те панели, которые нужно отображать в текущем режиме работы программы. 

  Основное окно программы может находиться в двух режимах: "редактирование" и "отладка". Для каждого из них можно настроить свою конфигурацию панелей и плавающих окон.

В центральной части окна рис. 4.3 расположена рабочая область проектируемой программы, разделенная на две части: область схемы (в этой области отображается текущая редактируемая схема) и таблица локальных переменных.
Рис. 4.3
Вокруг центральной части располагаются следующие окна:
  • Проект – дерево проекта
  • Навигатор – навигация по проекту
  • Сообщения – окно сообщений проекта
  • Компилятор – окно сообщений компилятора

  • Блоки – дерево библиотеки блоков FBD
  • Устройств – дерево устройства (физические входы/выходы, порты и т.д.)

Окно проект
В окне Проект отображается вся структура проекта,созданные макросы и пользовательские типы данных.
Первый элемент дерева является основной схемой проекта. 
В ветке Макросы располагаются макросхемы проекта. Все макросхемы для удобства можно группировать по папкам. Для этого используется команда Добавить папку в контекстном меню.
  Макросхемы можно импортировать и экспортировать, причем в случае операции с группой макросхем, сохраняется структура папок.
Для открытия в окне редактирования основной схемы или макросхемы нужно сделать на ней двойной клик мыши.

Окно Навигатор 
Навигатор по проекту служит для быстрого поиска элементов, используемых в проекте.
Навигатор состоит из списка элементов проекта, строки и кнопки поиска, кнопки фильтра и кнопок управления списком.
Для фильтрования отображаемых элементов нужно нажать на кнопку фильтр и выбрать элементы для отображения в списке элементов навигатора.
В навигаторе отображаются только те блоки и элементы, которые включены в основную схему непосредственно или косвенно, через макросы. 
Макросхемы, которые присутствуют в проекте, но не включены в главную схему напрямую или косвенно, - не отображаются.

Для поиска элементов необходимо ввести название элемента в строку поиска и нажать на кнопку Найти. Если несколько элементов соответствующих критерию поиска, то переключение между ними осуществляется  нажатием кнопки поиска.

Рис. 4.4 Фильтр навигатора

Окно Блоки
В данном окне собраны все группы функциональных блоков, предусмотренные и разработанные в текущей версии редактора.

Окно Устройства
Окно Устройства содержит физические входы и выходы контроллера, параметры Modbus, порт обмена с устройством.


4.2 Назначение панелей


4.2.1. Меню Проект
В этом меню расположены команды открытия, закрытия, сохранения, настройки проекта, печати и выхода из программы

  • Новый проект – создание нового проекта;
  • Открыть проект - открытие ранее созданного проекта;
  • Сохранить- сохранить текущий проект;
  • Сохранить как – сохранить текущий проект с новым названием;
  • Закрыть проект - закрыть текущий проект;
  • Печать проекта – быстрая печать текущего проекта;
  • Печать – печать текущего проекта с предварительным просмотром;
  • Экспорт – экспорт карты памяти Modbus для подчиненного устройства;
  • Настройка – открытие диалога основных настроек программы;
  • Выход – выход из программы.

4.2.2. Меню Редактировать
В этом меню расположены команды управления элементами



  • Отменить – отменить последнее действие;
  • Повторить – вернуть отмененное действие;
  • Свойства – открыть свойства объекта;
  • Обновить – обновление блоков(макросов, блоков Modbus);
  • Заменить – замена блока на подобный;
  • Копировать - копирование выделенного элемента или группы элементов в буфер обмена, для последующей вставки;
  • Вырезать - вырезание выделенного элемента или группы элементов в буфер обмена, для последующей вставки;
  • Вставить – вставка из буфера обмена скопированные данные;
  • Закрепить – закрепление элемента в окне проекта, будет недоступно его перемещение;
  • Освободить – освободить от закрепления объекты;
  • Выровнять слева – выравнивание выделенной группы элементов по левому краю;
  • Выровнять справа - выравнивание выделенной группы элементов по правому краю;
  • Выровнять сверху - выравнивание выделенной группы элементов по верхнему краю;
  • Выровнять снизу - выравнивание выделенной группы элементов по нижнему краю;
  • Удалить – команда удаления выделенного элемента или группы.

4.2.3. Меню Связи
В этом меню расположены команды управления связями элементов



  • Обычная связь - связь в виде линий;
  • Именованная связь – в виде нумерованных флажков;
  • Показать трассировку – показать трассировку между именованной связи;
  • Скрыть трассировку - убрать трассировку между именованной связи;
  • Показать всю трассировку - отобразить все трассировки  между именованными связями во всем проекте;
  • Скрыть всю трассировку -  убрать все трассировки  между именованными связями во всем проекте;
  • Перенос связей – перенос связей между объектами
  • Тип связи - переключение вида отображения выделенной связи между простой и именованной (и наоборот).
Рис. 4.5 Пояснение к переключению типа связи.

4.2.4. Меню Вид

В этом меню расположены команды управления видом рабочего поля проекта


  • Выделить все – выделить все объекты;
  • Увеличить – увеличить масштаб на 20%;
  • Уменьшить – уменьшить масштаб на 20%;
  • Вписать в окно – вместить схему в размер окна;
  • Масштаб 100 % - вернуть оригинальный размер.

4.2.5. Меню Макросы
В этом меню расположены команды управления макросами


  • Развернуть – открыть выделенный макрос в отдельном окне;
  • Добавить макрос – добавить новый макрос в проект;
  • Удалить макрос – удалить выделенный макрос из проекта;
  • Экспорт – экспортировать макрос в файл;
  • Импорт – импортировать макрос из файла.


4.2.6. Меню Отладка
В этом меню расположены команды управления встроенным компилятором и эмулятором


  • Проверка – проверка на ошибки проекта;
  • Компиляция – компиляция проекта;
  • Симулятор – запуск симуляции работы контроллера;
  • Загрузка в устройство – загрузка программы в контроллер;
  • Стоп – остановка симулятора;
  • Запустить - запуск остановленного симулятора;
  • Шаг - пошаговое выполнение симуляции;
  • Пауза - пауза симуляции;
  • Настройки эмуляции – настройка эмуляции входов контроллера.


4.2.7. Меню Окна
В этом меню расположены команды управления окнами программы


  • Закрыть - закрыть активное окно;
  • Закрыть все – закрыть все окна;
  • Разделить – разделить рабочее пространство для всех открытых окон для их одновременного отображения;
  • Каскадом - расположить все окна каскадом;
  • Следующее- перейти к следующему окну;
  • Предыдущее- перейти к предыдущему окну.


4.2.8. Меню Помощь
В этом меню расположена документация по программе и кнопка обновления программы.


  • О программе – при выборе этого пункта меню откроется окно “О программе”, в котором содержаться сведения о текущей версии программы;
  • О Qt – в открывшемся окне содержатся сведения о среде разработки, которая использовалась при создании данного приложения, и сведения о лицензии на использование;
  • Обновление - при выборе этого пункта меню программа проверит наличие новой версии.